Индейская культура
История Племени Лакота
Прочитать...
Каждый может сказать – как много и как мало я знаю об индейцах.
Уже когда Колумб подплывал к берегам индейской земли, он заранее знал ее обитателей, называя их Indians – индийцами (или индейцами), заранее считая их бедными дикарями, достойными жалости, обделенными как материально, так и духовно. После него примерно так же думали Кортес, Писарро, Вашингтон, Джексон, Крокет, Кастер…
Они ошибались. Это был Новый Свет, новый мир, и люди в нем жили совершенно иначе, чем в европейской цивилизации. Испанцы, озираясь по сторонам, проходили по улицам ацтекских городов, поражаясь огромным зданиям и пирамидам.
Европу сотрясали войны и крестьянские восстания, а империя инков растянувшаяся по всему побережью Южной Америки жила своей жизнью в мире и покое, используя золото только как украшение в своих дворцах и храмах.
На юге появились испанцы, на востоке голландцы, англичане и французы.
Они несли с собой огнестрельное оружие, болезни и огненную воду. И их было очень много, намного больше, чем всех индейских племен вместе взятых.
Рухнули разоренные, истерзанные империи ацтеков и инков, но испанцы не пошли дальше на север. Там не было золота, а дикие апачи и команчи начали угонять лошадей и постепенно остановили движение испанцев на север.
Зато на востоке высадились первые голландцы и англичане. Они умирали от голода, и только жалость индейцев к незваным гостям дала им шанс выжить.
Пришельцы выжили и в честь этого установили праздник День Благодарения. Изможденные, чудом пережившие зиму колонисты с помощью индейцев собрали неплохой урожай и осенью посадили рядом с собой за праздничный стол индейских вождей. До сих День Благодарения празднуется в первый понедельник октября в Канаде и в третий четверг ноября в США.
А еще через несколько лет поселенцы начали стравливать прибрежные племена друг с другом, отгонять уцелевших вглубь территории и устанавливать свои законы в Северной Америке.
День Независимости 4 июля 1776 американцы встретили, уже закрепившись на континенте. Тщетно было сопротивление ирокезов, делаваров, могикан и других лесных племен, раздавленные и сломленные они частично сдались, частично бежали в Канаду.
И только выйдя на равнины – прерии, американцы столкнулись с упорным сопротивлением равнинных кочевников – лакотов, шайеннов, арапахо, сиксиков. Именно они стали символом вооруженного сопротивления бледнолицым, на протяжении всего 19-го века сдерживая перемещение на запад так называемого фронтира (границы цивилизации). Без них Дикий Запад никогда не был бы Диким Западом.
И действительно, крупные индейские поражения – это, как правило, нападения армии или волонтеров на незащищенные индейские поселения, а индейские победы – это победы над регулярной армией, как поражение капитана Феттермана или разгром генерала Кастера.
Но истребление стад бизонов и уязвимость кочевых индейских стойбищ привело к тому, что к началу 20-го века все племена США и многие племена Канады оказались в резервациях, их верования часто были под запретом, и белые люди старались разорвать их традиционные устои, цивилизовать их и заставить забыть их образ жизни.
К середине 20-го века началось возрождение индейской культуры. Невзирая на запреты американцев, индейцы регулярно собирались на свои праздники пау вау – вначале религиозные церемонии, а затем чисто танцевальные собрания.
Сейчас пау вау собирают тысячи зрителей, как белых, так и индейцев, песенно-танцевальная культура индейцев жива и развивается, появляются новые танцевальные стили, а гул больших индейских барабанов, как и тысячи лет назад заставляет трепетать сердца танцоров и зрителей.
Очень важным в рамках разговора о культуре остается вопрос о сохранении и развитии индейских языков
США и Канады.
На языке лакота сегодня говорят люди из резерваций Пайн Ридж, Роуз Бад, Шайен Ривер, Стэндинг Рок, Лоуэр Брюле и нескольких более мелких резерваций, в том числе в Канаде.
По данным переписи 2002 г. общая численность народа лакота составила около 100 тысяч человек, при этом в быту языком пользуются всего лишь около 10 тысяч человек.
Лакота – это семь племен, связанных общим языком (за исключением небольших диалектных различий), общими традициями, культурой и историей.
Самая северная резервация лакота – Стэндинг Рок (хункпапа), южные – Пайн Ридж (оглала) и Роузбад (сичангу или брюле). В резервации Шайен Ривер живут люди минниконжу, итазипчо (санс-арк), сихасапа (черноногие лакота) и оохенунпа (два котла).
Речь в этих резервациях очень схожа, сильнее отличия в диалектах дакота и янктонов с янктонаями, а уж тем более в языке ассинибойнов (в XVII веке отколовшихся от янктонаев и довольно быстро утративших родственные связи с родительской группой).
В целом, языки лакота, дакота, янктон, янктонаи, а также языки ассинибойнов и стоуни образуют дакотскую группу языков сиуанской языковой семьи.
Copyright © 2011-2012 Есин Д.Г.
Статьи
Индейская культура
Прочитать...
История Племени Лакота
Прочитать...
Наше путешествие в США
Прочитать...
Этноастрономия лакота
Прочитать...