Наше путешествие в США.
Авторы - Есин Д.Г. и Есина Ю.В.
Летом 2013 года руководители и организаторы индейского шоу «Чанте Ша» – «Красное Сердце» Денис и Юлия Есины спланировали и провели экспедицию в США. Будучи людьми творческими и с детских лет интересующимися индейской культурой, мы, естественно, планировали путешествие, учитывая наш индейский интерес.
В отличие от многих туристов в США, нашей основной целью были не Майами и не Лос-Анджелес, а индейские резервации лакота и шайеннов, посещение священных для индейцев мест, их обряды, культура и современная жизнь.
Прилетев в Нью-Йорк с двумя нашими друзьями из этнографического музея и посетив Национальный Музей Американских Индейцев (National Museum of the American Indian), а также Американский Музей Естественной Истории (American Museum of Natural History) мы планировали отправиться в автопутешествие с Восточного Побережья в прерии Южной Дакоты (South Dakota) и Монтаны (Montana).
Мы с женой Юлей отвечали за план путешествия, связь и контакты с индейцами , перевод при общении, а друзья-этнографы – за частичную оплату передвижений и аренду автомобиля.
Музей Американских Индейцев показался нам не очень богатым, по крайней мере, коллекциями степных индейцев.
Зато в Американском Музее Естественной Истории стоило провести не один час, изучая богатые одежды, индейские головные уборы и предметы быта многих и многих племен и народов США.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Отдав дань уважения Нью-Йорку (который, кстати говоря, произвел на меня несколько мрачное впечатление своими давящими башнями-громадами) мы поплыли на катере к Статуе Свободы (Statue of Liberty). Реку Гудзон (the Hudson river) когда-то пересекали на каноэ индейцы паухаттаны и манахатавы. Теперь тут кишат туристические катера, теплоходы и частные парусные яхты. Река Гудзон впадает в Атлантический океан, а над заливом возвышается зеленоватая Статуя Свободы, с 1886 года приветствующая все новых и новых бледнолицых переселенцев из Европы.
Кроме того, получилось побродить по Центральному Парку (Central Park), мелькающему почти в каждом американском фильме, и покормить там нью-йоркских белочек.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
После этого нас уже ничто не держало на Восточном побережье, и мы отправились на встречу с нашим водителем-проводником Тимом. Тим частично состоит в родстве с сенеками (индейцы сенеки - часть союза ирокезов).
Встретив Тима в аэропорту Нью-Арк и арендовав машину, мы начали первый день путешествия по американскому континенту! В планах было под вечер добраться до Ниагарского Водопада (Niagara falls). Выехав с утра из Нью-Йорка, мы двигались по красивой лесной местности, воспетой в романах Фенимора Купера.
В сгущающихся сумерках мы подъехали к реке Ниагаре (the Niagara river). Уже выйдя из машины, мы услышали близкий гул воды. Бурная река неслась мимо, а чуть дальше огромная масса воды с грохотом падала с высоты десятиэтажного дома. Мы успели как раз вовремя, еще 30 минут и начало темнеть, а еще через несколько минут практичные янки врубили лазерную подсветку. Зрелище спору нет своеобразное. Но естественный вид, пожалуй, величественнее.
После ночевки в городке Ниагара Фолз начался второй день путешествия. С утра Тим провез нас по резервации сенека, мы прикупили в магазинах ирокезов сувениров, и табак и бисер со скидкой!
В этот второй день путешествия по лесному региону мы обогнули озеро Эри (lake Erie) и Мичиган (lake Michigan) и на ночь остановились в Чикаго (Chicago).
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Третий день начался с часовой пробки в окрестности Чикаго, да-да, такое бывает не только на МКАДе. Но вот и Миссисипи (the Mississippi river). Когда-то эта великая река была серьезной преградой для индейских кочевых племен, а теперь мы пересекаем ее по мосту и останавливаемся на берегу сфотографироваться и полюбоваться окрестностями.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Четвертый день, и мы приезжаем в Пайп Стоун (Pipe Stone) – место, где с доисторических времен индейцы добывали камень для Священных Трубок. Здесь есть старые, выработанные каменоломни, где можно гулять туристам, и новые – куда вход открыт только коренным американцам.
А еще есть культурный центр, небольшой музей и магазинчик, где мастер-индеец при вас изготавливает очередную Трубку, а рядом можно купить что-нибудь из индейских работ.
Бродя по старым разработкам, мы все же присмотрели себе достаточно большой кусок необработанного катлинита.
Когда-то в этих местах располагался лагерем известный вождь дакота вахпекуте Инкпадута, который даже после подавления восстания дакота в 1862 году не смирился, а ушел на запад, был в лагере на Литл Биг Хорн (Little Big Horn) во время нападения Кастера, а после, вместе с Сидящим Быком, пересек границу с Канадой и умер в провинции Манитоба, так и не вернувшись на родину.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
К концу четвертого дня мы планировали приехать в Черные Холмы (the Black Hills), но на следующий день нас пригласили на Танец Солнца в резервации сичангу-лакота. Поэтому мы пересекли реку Миссури (the Missouri river), заночевали вблизи резервации Роуз Бад (The Rosebud Indian Reservation), а с утра свернули к нашим знакомым – индейской учительнице Хуаните и ее мужу-археологу Бену Серому Орлу.
После встречи с ними мы все вместе отправились в Роуз Бад на Танец Солнца.
По дороге, уже в резервации, мы заехали в дом к одному ценителю индейской старины, что среди современных лакота встречается не так уж и часто. С увлечением мы рассказывали про изготовление своих индейских вещей в далекой России. В подарок нам достались куски катлинита, бизоний хвост и бизоньи черепа, побывавшие на Танцах Солнца.
Мы в свою очередь дарили орлиные перья и вручили интересный подарок – наш первый перевод учебника языка лакота на русском языке, в знак того, что язык лакота звучит и в России. В соседней статье желающие могут прочесть краткие сведения о нашем переводе учебника Д. Руда и А. Тэйлора «Начала Языка Лакота.»
Жена хозяина дома – первая женщина за последние тридцать лет, принимавшая участие в Танце Солнца и приносившая в жертвы кусочки кожи с обеих рук.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Обменявшись контактами, мы продолжили путь на площадку Танца Солнца. На такие священные мероприятия, как Танец Солнца, до сих пор не допускаются белые люди, и на въезде стояли колоритные акичита – отъевшиеся на гамбургерах до огромных размеров парни сичангу. То, что с нами были местные индейцы, помогло нам пройти фейс-контроль – и вот мы на территории Танца Солнца!
Несколько барабанных групп, сменяясь, пели различные песни Танца Солнца, вокруг площадки стояли зрители-лакота, а в центре круга, у Священного Древа, торжественно шли в танце участники танцоры. Двое из них с пробитой кожей на груди и привязанные ремнями к Центральному Столбу. Съемки на этой священной церемонии запрещены, поэтому есть только несколько фото при въезде и выезде, но в нашей памяти надолго останутся торжественное пение и величественные движения индейских танцоров на земле резервации Роуз Бад.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
К вечеру этого дня – пятого дня от начала путешествия из Нью-Йорка – мы прибыли в Хилл Сити (Hill City), миновав по пути город Репид Сити (Rapid City), в который еще не раз возвращались позднее – то отправлять почтой книги и бизоньи черепа, то в магазины индейских редкостей.
Здесь, в Хилл Сити, мы и остановились на последующие дни, кроме тех, когда уезжали далеко по резервациям. Хилл Сити уютный маленький городок почти в центре Черных Холмов (the Black Hills), в котором много сувенирных лавок на тему индейцев и Дикого Запада, а по его улочкам бродят дикие олени и косули, спускающиеся с окрестных скал. Вечерами, сидя на веранде домика, который мы арендовали у друзей Хуаниты, мы часто видели оленей, пасущихся прямо под нашими окнами.
Вот карта нашего путешествия за пять дней – из штата Нью-Джерси, далее по штатам Нью-Йорк, Пенсильвания, Огайо, Индиана, Иллинойс, Висконсин, Миннесота, Южная Дакота. Забегая вперед, скажем, что кроме этого, нам удалось побывать еще в 3-х штатах – Монтане, Вайоминге и Небраске, итого посетить 12 штатов и преодолеть на машине около 3500 км от Нью-Йорка до Монтаны. (New Jersey, New York, Pennsylvania, Ohio, Indiana, Illinois, Wisconsin, Minnesota, South Dakota, Montana, Wyoming, Nebraska).
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
В один из ближайших дней наши гостеприимные хозяева устроили для нас обряд очищения – Инипи, в честь нашего путешествия и для того, чтобы было благополучным возвращение. Достаточно редко бывает, чтобы индейцы делали этот обряд для неиндейцев по крови – имеется в виду по-настоящему и бесплатно, платных вариантов для восторженных туристов довольно много.
Поэтому это было очень важным и незабываемым опытом, тем более обряд проводился в Пэшла, самом центре Черных Холмов – священных земель лакота.
Дело в том, что часть активных членов племени лакота, а также некоторых других степных индейцев, выкупили за весьма большую сумму часть земель Черных Холмов. Эти центральные земли Черных Холмов называют Пэшла – Сердце Сердца священных земель.
И вот на этих выкупленных землях нам довелось принять участие в инипи, мы сидели на земле Черных Холмов, раскуривали Священную Трубку и пели Священные Песни Инипи.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На следующий день после инипи приехал наш проводник в дальнейших поездках – индеец оглала, которого зовут Арлин Whirlwind Horse (Вихрь-Конь), родственник знаменитого шамана лакота Фулз Кроу. Впрочем, в резервациях все родственники кого-то знаменитого.
С Арлином мы отправились в штат Монтана, в район битвы на Литл Биг Хорне (the Little Big Horn Battlefield).
По дороге заехали в старинный город золотоискателей Дэдвуд (Deadwood), где погиб известный стрелок Дикий Билл Хикок.
Следом мы посетили священное место лакота и шайеннов – Беар Бьют (Bear Butte) – Медвежий Холм. Рядом устроен мемориал с небольшим музеем, а также памятник Фулз Кроу.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
После этого мы двинулись дальше, проехав по самому уголку штата Вайоминг, достигли штата Монтана и резерваций шайеннов и кроу. По иронии судьбы, поле боя, где враждебные индейцы нанесли самое крупное поражение белым в степных войнах, находится на территории кроу – друзей белого человека.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Вначале расположена территория резервации Северных Шайеннов или резервация реки Тонг (the Tongue River Indian Reservation), она уже граничит с резервацией кроу (The Crow Indian Reservation). На пути к Литл Биг Хорну мы пересекли шайеннскую резервацию, планируя подробней пообщаться с шайеннами на следующий день, и сделали только несколько фото.
Но вот мы добрались до мемориала посвященного бою с Кастером в 1876 году. Белые обелиски отмечают места, где были найдены впоследствии тела белых солдат. Индейцы забрали с собой практически всех своих убитых. На одной из наших фотографий можно заметить не белый, а черный обелиск, на котором белыми буквами написано, что именно на том месте было найдено тело генерала Кастера.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Около мемориала-музея, где хранятся многие находки с поля боя, индейские и солдатские артефакты, Арлин рассказал нам о нападении на индейский лагерь и сражении с Кастером. Мы, конечно, многое знали из исторических источников, но здесь услышали рассказ из уст человека оглала, чьи родственники в тот день были и сражались на этом поле.
Вечерело. Мы поехали искать отель где-нибудь неподалеку, по дороге пересекли речку Литл Биг Хорн (the Little Big Horn River) и спустились умыться и набрать камешков из самой известной для индеаниста речки Дикого Запада.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Переночевав в отеле на территории резервации кроу, мы посетили несколько богатых выбором сувенирных магазинов. Надо сказать, что кроу, произвели очень приятное впечатление – богатая ухоженная территория резервации, продавцы в сувенирных магазинах общаются между собой на языке кроу (с нами и Арлином конечно на английском), часто встречаются указатели на места проведения местных и крупных пау вау, мы также проезжали мимо площадок Танца Солнца и Ярмарки Кроу.
Вещи в магазинах кроу очень качественно и грамотно выполнены в современном и старом стиле. Цены, правда, тоже внушают уважение – мастера кроу свою цену знают.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Прикупив несколько вещей кроу, мы снова проехали мимо Литл Биг Хорна и вернулись в шайеннскую резервацию.
Уже въехав на территорию резервации, в самом городке Лейм Дир (Lame Deer), мы увидели шайеннскую молодежь с индейскими пятнистыми лошадками.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Главным местом нашего интереса в Лейм Дире был колледж и культурный центр вождя Тупого Ножа, который вместе с вождем Маленьким Волком возглавлял великий переход шайеннов из Оклахомы до этих мест.
В культурном центре нам посчастливилось увидеть очень интересные старинные вещи и пообщаться с шайеннами, отвечающими сегодня за культурное выживание своего народа. А в колледже мы познакомились с несколькими преподавателями шайеннского языка и получили в подарок книгу о шайеннском языке, которую планируем со временем перевести и издать.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На следующий день нас ждало еще одно очень важное и священное место – Башня Дьявола (Devils Tower) или Мато Типила – Жилище Медведя на языке лакота. По пути мы заехали в интересный городок Дикого Запада – Халетт, где побродили по красивым улочкам и полюбовались на старинные домики, салуны и антикварные лавки.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Башня Дьявола – потрясающее природное чудо, которое поражает даже на большом расстоянии, а вблизи производит ощущение чего-то сверхъестественного. Нам удалось подняться к самому подножью горы, откуда открывались величественные виды на окружающие прерии.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Утром следующего дня мы поехали в резервацию Пайн Ридж (the Pine Ridge Indian Reservation) посетить так называемую Торгово-промышленную Палату Пайн Риджа, где находится культурный центр и мини-музей оглала лакота. Мы пообщались с несколькими сотрудниками культурного центра и немного рассказали им о движении индеанистов в России.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
После этого посещения мы отправились знакомиться с семьей Питера Катчеса – известного шамана лакота. Мы давно уже связались с его женой по интернету и нас ожидали. В тот момент, когда мы подъехали к его дому, шла подготовка к Танцу Солнца, и нас пригласили принять участие в инипи.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Это было удивительно невероятно – сознавать, что мы в резервации Пайн Ридж, на земле лакота, и нас приглашают в палатку Инипи, да еще сам Пит Катчес Младший, который известен даже у нас в России!
Уже настал вечер, костер, где нагревались камни, догорал, мы помогали делать последние приготовления. Пит сам провел обряд, раскурил Священную Трубку и разрешил нам участвовать в Танце Солнца, который организовывали его родичи несколько дней спустя.
После инипи мы поужинали с Питом и его женой в их домике, нам подарили книги и диски по языку лакота, а мы опять удивили лакотов учебником на русском языке. Наконец-то нам довелось вживую пообщаться с лакотами на языке лакота.
Перед Танцем Солнца планировалась охота на бизона, и мы, конечно, с радостью согласились приехать через несколько дней и посмотреть, как сегодня охотятся на бизона для Танца Солнца.
На следующий день мы опять отправились в резервацию Пайн Ридж к оглала, уже с Хуанитой, которая много лет там работала учительницей. По пути мы проезжали живописные Бэд Лэнды – Плохие Земли (Bad Lands) и там увидели первые стада бизонов, которых ныне разводят на многих ранчо, в том числе и люди лакота.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Уже в сумерках мы подъехали к мемориалу Вундед Ни (the Wounded Knee Memorial), где в 1890 году погибло около трехсот лакотов. На этом месте похоронены не только убитые тогда, но и некоторые индейские ветераны, принимавшие участие в войнах 20-го века. Мемориал был нам знаком по многим фото и видео, но впечатления от того, как ветер колышет траву на Вундед Ни не передать никакой фотографией.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Следующим утром мы познакомились и подружились еще с одной парой интересных людей: муж – британец, с детства живущий индейской культурой, жена – лакотка, скульптор и художник. Они консультировали Кевина Костнера по индейской культуре и языку для фильма «Танцы с Волками».
Была возможность приобрести несколько старинных индейских вещей 19-го века, но цены оказались великоваты.
Мы в свою очередь решили проверить знания заграничных специалистов и вытащили из Юлиного рюкзака пару ее мокасин в старинном стиле, шитых старым бисером начала 20-го века. И выдали версию, что наш проводник-оглала Арлин предлагает нам купить мокасины своих родичей 1880-х годов. Специалист, повертев мокасины в руках, дал добро, оценив нашу работу как вещь, по крайней мере, начала 20-го века. И был очень удивлен, узнав, что такие вещи мы делаем своими руками, за тысячи миль от лакотских резерваций.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На завтра был запланирован поход по местным магазинам, и мы отправились пешком по городку Хилл Сити. Через город проложена туристическая железная дорога, по которой ходит настоящий старинный паровоз. Он может провезти всех желающих по бывшей индейской территории, а в конце маршрута – знаменитые огромные изображения четырех президентов США, высеченные из огромных скал. Но мы решили не ехать к «статуям четырех воров», как зовут их индейцы, а просто прогулялись по сувенирным магазинам и ресторанам.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Следующим днем мы совершили восхождение на пик Харни (Harney Peak), священную гору лакота, самую высокую точку от Восточного побережья, до Скалистых Гор. Гора названа в честь генерала Харни, который в 1850-х годах прошел рейдом по этим местам, и лакотам-традиционалистам мало нравится это название.
Однако сама гора считается священной, великий шаман и провидец лакота Черный Вапити (Черный Лось) поднимался на нее и молился Громовым Птицам из своего видения. И сейчас индейцы разных племен поднимаются туда каждую весну, отпраздновать возвращение Громовых Птиц.
Высота пика Харни составляет 2207 метров. Несколько часов занимал подъем, все шире и шире открывался простор.
На вершине пика Харни мы с женой переоделись в наши индейские одежды, взятые с собой, поднесли табак всем сторонам света и спели несколько песен.
Скоро начало быстро темнеть, вдали собирались тучи и сверкали зарницы, начинался дождь. Переодевались обратно мы уже в сумерках, и когда спускались, гремел гром, и ветром сгибало вершины деревьев. Но рядом молнии не били, в их вспышках можно было различить тропу, и мы успели спуститься до дождя. Когда мы рассказывали индейцам об этом восхождении и спуске под светом молний, все говорили, что это очень хороший знак.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На следующий день Бен Серый Орел показал нам два интересных места – пещеру Ветров и Гору Сражения.
Пещера Ветров так называется из-за того, что часть времени года у входа в пещеру можно ясно ощущать движение воздуха внутрь, а часть года ветер дует наружу. Индейцы раньше говорили, что в этих местах дышит сама Земля.
В одной из легенд рассказывается, что люди лакота вышли на поверхность земли из этих пещер. Запутанные лабиринты тянутся на много километров под землей, и только часть из них разведана, и еще меньшая часть доступна для посещения.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На Горе Сражения Бен рассказывал нам о том, что название горы пошло из-за сражения между лакота и кроу, которое случилось в этих местах почти двести лет назад.
Сидя на обломке скалы, Бен неторопливо вел рассказ, то уходя в давние-давние времена, то рассказывая о сегодняшнем положении в резервациях. Первая его жена была племянницей Дика Уилсона, главы резервации Пайн Ридж в 1970-х годах, а он сам служил полицейским и, фактически, был тем, кто противодействовал Движению Американских Индейцев в те годы.
Многое в Пайн Ридже тогда было не так просто, как это описывалось советской пропагандой, и все же в чем-то странно было общаться с человеком, поддерживавшим администрацию Дика Уилсона.
По словам Бена идеи ДАИ вылились в серию бессмысленных убийств и беспорядков. В те времена он ложился спать и ходил в душ, держа револьвер под рукой.
Мы спрашивали его о Леонарде Пелтиере, и он считает, что тот осужден несправедливо, и в убийствах федеральных агентов виновен кто-то другой.
После беседы с Беном мы сделали небольшую фотосессию на фоне вечерней прерии.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Но вот настало утро бизоньей охоты. Сегодня лакота охотятся на бизонов так. Рано утром, когда еще темно, все собираются у заранее договоренной автозаправки. И едут на нескольких машинах на то или иное бизонье пастбище. Есть несколько частных, есть и племенные. Мы отправились к стаду, принадлежащему племенному совету оглала.
Там, вместе с рейнджерем-смотрителем, можно подойти к стаду поближе и выбрать бизона. Один негромкий выстрел – и молодой бизон валится на землю, как подкошенный. Остальные неторопливой рысцой отбегают и продолжают пастись как ни в чем ни бывало.
У бизона перерезают горло и дают угоститься кровью всем присутствующим. Раскурив Трубку и поблагодарив бизона, мы взгромоздили его в пикап, и поехали к дому Катчесов разделывать тушу.
Под уже высоко вставшим жарким солнцем начинается праздничная суета, лакота ловко и привычно разделывают бизона, его мясо, шкура и череп будут использованы в Танце Солнца. Нас угощают сырой, еще теплой бизоньей печенкой, а я между делом прошу и получаю разрешение отрезать и увезти с собой шерсть с горла бизона и маленькое копытце с передней ноги на память о сегодняшней охоте.
Через несколько дней нам посчастливилось поприсутствовать на Танце Солнца, во время которого использовали шкуру и череп этого бизона.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Следующий день выдался свободным, все наши друзья, кто мог нас подвезти были заняты. Но, не желая тратить впустую день, мы с женой решили попробовать добраться до мемориала вождя лакота Бешеного Коня (the Crazy Horse Memorial) автостопом. Из Хилл Сити до него не так уж и далеко, но большинство американцев сейчас попутчиков не берут, поэтому уверенности, что доберемся до места не было. В такой глубинке никакого общественного транспорта нет, ни поездов, ни автобусов, все только на своих авто. Полчаса голосования – и нас, уже отчаявшихся, довез до мемориала какой-то дедок из 60-х годов.
С легкой тревогой о возвращении назад мы вступили на территорию мемориала Бешеного Коня. Это одно из мест, для которых мы тащили свою индейскую одежду за 10 000 км.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Статуя вождя Бешеного Коня (в русском переводе возможно и Неистовый Конь) в законченном виде будет самым высоким памятником в мире – более 170 метров высотой. Однако многим индейцам-традиционалистам совсем не по душе превращение одной из красивейших гор Черных Холмов в гигантскую фигуру всадника в странной позе и со странными чертами лица. Известно, что Бешеный Конь не доверял белым людям, не хотел иметь с ними никаких дел. Он не фотографировался и не разрешал рисовать свои портреты. По иронии судьбы белые люди упорно выбивают из цельной скалы именно его.
Хотя с другой стороны именно лакота, некий Генри Стоящий Медведь, предложил эту идею скульптору Корчаку Зиолковски в 1939 году. А при торжественном начале работ присутствовали вожди лакота, в том числе ветераны битвы на Литл Биг Хорн. Так что, как это обычно бывает в жизни, не все так просто и однозначно.
Отсняв фото и видео бывшей горы, за 65 лет пока до конца так и не превратившейся в фигуру, мы посетили музей, кстати, довольно богатый индейскими экспонатами, а к вечеру все-таки сумели поймать пикап до Хилл Сити и доехали до дома прямо в открытом кузове.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
На следующий день родственники Хуаниты отвезли нас в Пайн Ридж в район Бэд Лэндов, Плохих Земель, где во время первого Вундед Ни скрывались враждебные лакота.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Кроме того, мы побывали в школе Ред Клауд (Red Cloud Indian School), названной в честь великого вождя оглала, увидели бережно хранящиеся некоторые вещи вождя, в том числе его личное ружье. Там же мы послушали выступление индейского флейтиста Коди Черной Птицы, познакомились и подружились с ним.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
Время нашего путешествия подходило к концу, и в один из последних дней мы отправились в Репид Сити, где побывали в небольшом, но уютном Музее Американского Бизона (Museum of the American Bison)…
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
…а также в Музее Путешествий (The Journey Museum and Gardens), во многом посвященному Дикому Западу (Wild West), переселенцам и индейским племенам Южной Дакоты.
Ранним утром следующего дня мы поехали в резервацию Пайн Ридж к дому Пита Катчеса, где его семья организовала и провела Танец Солнца, уже второй, на котором нам посчастливилось присутствовать. Как и на Танце Солнца в Роуз Баде, снимать было конечно же запрещено.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
В последний день нашего путешествия нам удалось принять участие в индейском песенно-танцевальном празднике – пау вау(pow wow). Пау вау проходило рядом с городком Ванбли (Wanblee) в Пайн Ридже.
Несколько удивленные лакоты-организаторы зарегистрировали гостей из России. Было несколько вопросов от других танцоров – откуда у нас такие костюмы. Узнавая, что делаем все сами, мастера, которые сами тратят часы, дни своей жизни на работу с кожей и бисером, с уважением приглядывались к нашей бисерной работе.
Мы с женой приняли участие в грандэнтри – танце открытия пау вау и интертрайбл – межплеменных танцах, а также мужском танце грассденс и женском традиционном.
Нажмите на фото для просмотра увеличенного изображения
В первый раз российские индеанисты участвовали в пау вау в резервации Пайн Ридж наравне с профессиональными индейскими танцорами, в костюмах, изготовленных в полном соответствии с традициями и обычаями не только давних времен, но и современной индейской культуры.
И это одно из важнейших достижений экспедиции нашего шоу – индейского шоу «Чанте Ша» – «Красное Сердце».
Но и остальные яркие моменты путешествия останутся с нами навсегда – Ниагарский водопад, каменоломни Пайп Стоун, индейские резервации лакота, шайенов и кроу, Танцы Солнца в Роуз Баде и Пайн Ридже, обряды инипи с лакота, Черные Холмы, Беар Бьют, Литл Биг Хорн, Башня Дьявола, Пик Харни, Вундед Ни, охота и разделывание бизона, мемориал Бешеного Коня и Бэд Лэнды.
Copyright © 2013-2015 Есин Д.Г. и Есина Ю.В.
Статьи
Индейская культура
Прочитать...
История Племени Лакота
Прочитать...
Наше путешествие в США
Прочитать...
Этноастрономия лакота
Прочитать...