История Племени Лакота
Лакота это люди одного языка и одной культуры, в 19 веке кочевавшие на огромной территории от Канзаса до Северной Дакоты и от реки Миссури до Монтаны. Это, по меньшей мере, 600 км с севера на юг и около 300 км с востока на запад. Учитывая численность лакота, не превышавшую 20-30 тыс. человек и, соответственно, 4-6 тыс. воинов всего, удивительно, как этот народ, практически без огнестрельного оружия, мог безусловно доминировать на этих бескрайних землях…
Происхождение и первоначальное местонахождение племенных земель лакота очень приблизительны. Очевидно, что предки лакота, как и янктонов, и янктонаев, и ассинибойнов в 17-м веке обитали в районе верховий реки Миссисипи. Эти люди жили небольшими кочевьями по десятку типи в каждом, перекочевывали, используя собак, из-за чего размеры типи были невелики, охотились на лесную дичь стрелами с каменными наконечниками.
Но уже тогда сиуязычные лакота и янктоны агрессивно атаковали алгонкинов кри и оджибве. К середине 17 века английское и французское оружие начинает проникать к кри и те наносят ряд сильных и эффективных ударов по сиуязычным соседям.
Ассинибойны, в силу ряда причин, выбирают сторону чуждых им по языку кри и откалываются от янктонаев, получая взамен преимущество в снабжении европейскими товарами и, в первую очередь, оружием.
Лакота, янктон и янктонаи начинают отступление к югу и к началу 18-го века выходят в лесостепную полосу в районе реки Миннесота, и там постепенно начинается движение на запад. Люди лакота начинают охотиться на бизонов. Небольшими группами, по мере обеднения угодий, то одна, то другая группа уходит все дальше на запад.
В это время с юга от племени к племени переходит все больше и больше лошадей. Убежавших от испанцев и одичавших лошадей южные племена учатся ловить и объезжать, а также угоняют лошадей у самих испанцев. Затем, в результате торговли и военных стычек, лошади проникают все севернее и севернее.
Когда лакота достигли великой реки Миссури, они обнаружили большие (по их меркам) и укрепленные деревни племени арикара. В этих деревнях было много лошадей, арикара не только выращивали кукурузу, табак, тыкву, но и выходили на равнины для охоты на бизонов.
Лакота начали торговлю, порой случались стычки и ссоры. В этом регионе становилось все больше и больше лакота, подходивших с востока несколькими крупными волнами.
Отношения с арикара ухудшались, с помощью огнестрельного оружия, получаемого от восточных сородичей, лакота все сильнее беспокоили арикара, убивая их на полях, воруя их женщин и угоняя лошадей. Но главный удар по арикара в конце 18-го века нанесла оспа, занесенная европейцами.
Арикара бежали из своих старых деревень, и лакота начали беспрепятственно переправляться через Миссури и осваивать новые территории на западе.
В районе реки Вайт кочевали оглала и сичангу (брюле). Севернее через Миссури перешли миннеконжу, итазипчо (санс-арк), сихасапа (черноногие) и овохенунпа (два котла). Они стали жить в районе рек Шайенн и Гранд. Самыми северными стали хункпапа в районе реки Литтл Миссури.
Все эти люди – лакота. Однако, несмотря на общий язык и культуру, зачастую люди одного из этих племен больше считали себя оглала или хункпапа, чем лакота. Нехватка дичи или проблемы с враждебными племенами или поселенцами США не давали оглалам права на племенные земли миннеконжу. Хотя отдельные семьи вполне могли выбирать с каким из лидеров им кочевать или охотиться, вплоть до того, чтобы перейти от сичангу к оглала и наоборот, тем не менее очевидно, что у каждого племени были свои земли, и далеко не всегда лакота были в состоянии выставить общий военный отряд или хотя бы принять единое решение по тому или другому вопросу.
Еще к 1775 году первые разведчики оглала уже добрались до Черных Холмов, Паха Сапа на языке лакота. Холмистая местность, покрытая лесом, богатая дичью и чистыми ручьями всегда привлекала внимание индейцев разных племен. В разные времена там были кайова-апачи, кайова, кроу, шайенны. Один народ сменял другой в борьбе за богатое место охоты. В конце концов в начале 19 века Блек Хиллс стал неоспоримым владением людей лакота, в первую очередь оглала и сичангу. Несмотря на некоторые стычки с шайеннами, вскоре был заключен мир, и лакота вместе с шайеннами и немногочисленным племенем арапахо стали союзниками до конца независимой жизни в прериях.
К этому времени лакота уже имели довольно много лошадей и все время увеличивали их число как за счет набегов на вражеские племена, так и – в меньшей степени – разводя их или приручая диких лошадей. Оружие и европейские товары они получали на огромных ярмарках на востоке, где они торговали с восточными сородичами.
Кроме того, скоро появились американские торговцы, поднимавшиеся вверх по Миссури, в числе прочего привозившие алкоголь, который лакота покупали вполне охотно, несмотря на неодобрение стариков и вождей.
С использованием лошадей стало удобней не только воевать, но и охотиться, перекочевывать с места на место. Увеличились типи, лошадь тащила гораздо большие волокуши, чем собака. Стали больше и шесты, и покрышки, появилось больше вещей и утвари, конный охотник гораздо легче обеспечивал семью мясом. Несмотря на это все, лакота проводили две большие общеплеменные охоты в год – осенью и весной. После весенней охоты и священных обрядов Танца Солнца в разные стороны уходили военные отряды – за лошадьми, отомстить за прошлые стычки, показать вражескому племени, что такая-то территория отныне принадлежит лакота.
Большая по меркам Великих Равнин численность давала явное преимущество лакота в то время. Ни одно племя не могло сопротивляться наступлению лакота. В случае, если враги оспаривали территорию, лакота после ежегодного Танца Солнца высылали сильные конные отряды на вражескую территорию. Беззащитные стойбища в голой степи, как правило, жившие без охраны и разведки, были бессильны против сильного военного отряда, неожиданно нападавшего и сметавшего все на своем пути. Случалось, и стойбища лакота подвергались такому нападению, но численное превосходство привело к тому, что только белые люди были реальной опасностью для лакота.
В начале 19 века лакота мало сталкивались с белыми. Это были в основном торговцы, в 1804 году в районе Черных Холмов побывали исследователи Льюис и Кларк, отметив, правда, что там еще бывали кайова. В 1825 лакота заключили первый договор о мире с Соединенными Штатами Америки.
Напряженность возникла в конце 1840-х, когда белые обнаружили золото в Калифорнии. Потянулись бесконечные караваны переселенцев. Мимо небольших лакотских стойбищ проходили десятки тысяч переселенцев, убивая дичь, вырубая растительность. Недовольство индейцев грозило перейти в войну, но эпидемия холеры, а затем оспы убила так много лакота и шайеннов, что они в ужасе бежали от переселенческих путей.
Когда болезни отступили, лакота заговорили о мести. Многие считали болезни злым колдовством белых людей. Чтобы недопустить войну в прерии, был заключен очередной договор 1851 года о дружбе не только между США и лакотами, но и некоторыми другими племенами, а также были определены примерные границы каждого племени. Правда, военные стычки между индейцами возобновились почти сразу после раздачи подарков. Но официально мир был заключен, в форте Ларами, рядом с рекой Северный Платт.
Недовольство переселенцами, однако, никуда не исчезло. В 1854 лейтенант Граттан с небольшим отрядом в 30 человек попытался арестовать человека миннеконжу, который застрелил из лука быка одного из переселенцев. Сичангу и миннеконжу убили всех солдат, при этом погиб вождь сичангу Храбрый Медведь, пытавшийся остановить своих людей и успокоить белых.
Белые нанесли удар в 1855, генерал Харни разорил стойбище лакота на Голубой Воде и прошел по землям лакота отрядом в 600 солдат. Торговля была запрещена, оружие и боеприпасы перестали поступать, хотя лакота уже несколько лет желали войны с белыми, они оказались к ней не готовы. Им нужно было охотиться большую часть времени, чтобы не умереть с голоду, а зимой отходить на места зимних стоянок, укрытые от ветров и непогоды. Фактически лакота могли воевать только несколько месяцев в году.
Южным лакота пришлось идти в агентства, устроенные белыми и пытаться договориться с агентами, северные, особенно хункпапа, пока не испытывали особенного неудобства от белых. Хункпапа воевали с кроу, а земли сичангу и оглала были слишком далеко.
Поток поселенцев неослабевал, недовольство южных оглала и южных шайеннов все росло. В 1861 г началась гражданская война, большая часть военных была выведена из западных фортов. Это создало впечатление слабости белых, и вожди оказались не в состоянии удержать молодежь, которая рвалась отомстить белым за многие обиды последних лет. Шайенны и арапахо начали набеги вдоль переселенческих путей, к ним присоединялись оглала и сичангу.
После восстания дакота в Миннесоте в 1862 году и подавления его армией, часть санти и янктонаев бежала на запад. Там они присоединились к лагерю северных лакота у гор Киллдир, где вождями, в числе прочих, были Сидящий Бык и Желчь. В июле 1864 генерал Альфред Салли напал на лагерь, убил 30 индейцев, потеряв 15 солдат, захватил имущество и сжег все типи.
29 ноября 1864 полковник Чивингтон нанес неожиданный удар по стойбищу шайеннов и арапахо на Сенд Крик. Это оказались мирные люди Черного Котла, твердо стоявшего за мир. Около 700 волонтеров Чивингтона на рассвете напали на лагерь, в котором не было и 200 человек. Индейцы, отстреливаясь, бежали из лагеря, волонтеры шли по пятам, убивая всех без разбора, скальпируя и уродуя трупы и мужчин, и женщин, и детей.
После этого страшного разгрома лагеря Черного Котла (сам он чудом выжил, чтобы погибнуть через четыре года от точно такого же утреннего нападения подполковника Кастера) война в прериях полыхнула с новой силой. Лагеря лакота один за другим принимали Трубку войны от шайеннов. Объединенные отряды лакота, шайеннов и арапахо грабили торговые лавки, разоряли ранчо, нападали на переселенцев, полностью разграбили и сожгли город Джулесбург.
Многие вожди понимали бессмысленность и опасность войны с белыми, многократно превосходящими индейцев как численностью, так и качеством вооружения. Часть южных лакота пришли к форту Ларами и заявили о своих мирных намерениях. Это были сичангу и часть оглала, выдающийся вождь сичангу Крапчатый Хвост к тому времени уже обладал достаточно большим авторитетом, чтобы убедить своих людей, что война с белыми крайне опасна. Он побывал в плену у белых и видел, с какими силами белые воевали друг с другом в Гражданской войне.
Гражданская война шла к концу и закончилась в 1865 году. Резко изменилась политика по отношению как к чернокожим, так и краснокожим обитателям Америки. Несмотря постоянные стычки в районе рек Северный и Южный Платт, армия закрывала на них глаза, так как политики требовали мирных отношений с индейцами. Экспедиция генерала Коннора в районе реку Паудер безнадежно провалилась, недавние участники гражданской войны не желали сражаться с индейцами.
Военные понимали, что для защиты белого населения нужно что-то делать, но руки у них были связаны. Для того, чтобы хоть как-то защитить поселенцев и золотоискателей, двигавшихся в Монтану по Бозменскому тракту, были построены несколько небольших фортов с маленькими гарнизонами. Но солдаты этих фортов рисковали жизнью каждый раз, как выходили за ограду за дровами или водой.
Эти форты стояли на земле лакота и, несмотря на то, что большую часть времени людям лакота нужно было охотиться и заботиться о своих семьях, воины в гневе снова и снова возвращались и кружили вокруг них, не давая покоя солдатам.
Одним из великих вождей, прославившихся тогда, был Красное Облако из оглала. За свою жизнь он насчитал несколько сотен «ку» - прикосновений к врагу в бою.
Самым удачным нападением индейцев в то время стала атака на форт Фил Керни, 21 декабря 1866. Около 80 солдат попали в ловушку и были буквально расстреляны сотнями стрел – ружей у лакота, шайеннов и арапахо, бывших там, почти не было.
Но, даже несмотря на это поражение, политическая обстановка не позволила армии взять реванш. Комиссии из Вашингтона убеждали индейцев подписать мирный договор. Первыми выразили свою готовность к миру те лакота, кто и без того не воевал с белыми – Крапчатый Хвост, Быстрый Медведь, Большой Рот, Человек Идет Под Землей.
Несмотря на все призывы к миру враждебные лакота оставались врагами США до тех пор, пока, наконец, в 1868 правительство не вывело войска с территории лакота. Враждебные лакота и шайенны торжественно сожгли оставленные белыми форты и только тогда прибыли на подписание договора к форту Ларами. Эти события 1866-1868 годов получили названия войны Красного Облака, когда, пожалуй, единственный раз индейцы военными действиями добились выполнения своих условий.
Договор 1868 г оговаривал мирные условия, территорию лакота (заключавшую в себя почти весь современный штат Южная Дакота, район Черных Холмов и реки Паудер), а также то, что последующие изменения этого договора возможны только при получении согласия трех четвертей всех взрослых мужчин лакота.
При этом надо сказать, что многие пункты договора белые и индейцы понимали по-разному – что-то искажали (зачастую намеренно) переводчики, с чем-то индейцы были не согласны, но не могли устоять перед видом разложенных подарков. Только после визита Красного Облака в Вашингтон, выяснилось, что договор предусматривает перемещение агентств оглала и сичангу к северу, к реке Миссури, чтобы там лакота начали заниматься земледелием и фермерством.
Северные лакота с вождями Сидящим Быком, Четыре Рога, Желчью, Черной Луной старались держаться подальше от белых, убивая встречных золотоискателей и охотников и регулярно организуя походы против традиционных врагов – кроу.
В январе 1872 года прерии посетил Великий Князь Алексей из России. Дружественные сичангу вождя Крапчатого Хвоста показывали ему пляски лакота и дали возможность поучаствовать в традиционной индейской охоте на бизонов. Это стало первым русским «корпоративом в индейской тематике».
Но, несмотря на договор 1868 года, белые золотоискатели начали заходить на территорию лакота. Прошел слух, что в Черных Холмах, Паха Сапа, есть золото. Для проверки этих слухов в 1874 году была отправлена экспедиция в Черные Холмы, что само по себе уже было нарушением договора.
Ее вел подполковник Джордж Кастер, обеспечивавший охрану исследователей. Конные лакота наблюдали за белыми, но нападений не было. После того, как экспедиция вышла из Черных Холмов, стало ясно, что золото есть, и уже тысячи золотоискателей ринулись на индейские земли.
Правительство пыталось договориться с лакота, но кто-то из индейцев требовал слишком высокую цену, а кто-то вообще наотрез отказался продавать Паха Сапа. Сидящий Бык, подбросив щепотку земли, велел передать Великому Отцу, что не продаст ему даже столько земли. Правда, белые золотоискатели уже строили поселки в Паха Сапа, а лакота, в силу своего охотничьего образа жизни, мало что могли им противопоставить.
Правительство не желало отказываться от золота Черных Холмов, к тому же стало очевидно, что лакота не собираются переходить к земледельческому образу жизни и воспринимают мирную политику как знак слабости и глупости белых людей.
Было принято решение силой отобрать Черные Холмы. Предлогом послужило одно из нападений на агентство кроу. Такие нападения случались каждый год, но теперь это было объявлено нарушением договора. Правительство выдвинуло требование, чтобы все лакота к 31 января собрались у своих агентств, или войска соберут там всех силой.
Враждебные лакота даже не обратили внимание на этот ультиматум. Но на этот раз армия была настроена решительно. Уже в марте генерал Крук начал атаки на лагеря лакота и шайеннов.
В июне, в то время как армия пыталась напасть на след индейских стойбищ в необозримой степи, лакота провели великий Танец Солнца. Сидящий Бык вырезал по 50 кусочков кожи с каждой руки и увидел видение, в котором ему была предсказана победа над белыми.
К 17 июня 1876 в лагере враждебных индейцев были лакота, шайенны, арапахо, санти, всего несколько тысяч воинов, огромное стойбище растянулось на мили. В этот день индейские охотники обнаружили генерала Крука. Воины атаковали белых с такой яростью, что на следующий день Крук отступил и шесть недель ожидал подкреплений, не решаясь преследовать индейцев. А те перенесли лагерь на реку Литтл Биг Хорн и принялись праздновать победу – ведь Крук ушел, а о других белых они ничего не знали.
25 июня 1876 Кастер неожиданно напал на индейский лагерь у Литтл Биг Хорн. Несколько дней он гнал своих кавалеристов и индейских скаутов, чтобы как можно скорее победить мятежных индейцев.
Часть солдат (около 150 человек) вошли в лагерь с юга, их быстро отогнали и окружили на небольшом холме, где весь следующий день они умирали от жажды под обстрелом. А Кастер со своим отрядом (около 200 человек) зашел чуть севернее. Тысячи индейских воинов отразили его нападение. Силы были неравны, несмотря на неожиданное нападение, все люди Кастера и он сам были убиты, оскальпированы, раздеты и изуродованы.
Никогда еще США не терпели такого поражения от индейцев на Великих Равнинах.
Победив в этом бою, индейцы почти сразу же разошлись в разные стороны – тяжело было кормить так много лошадей, да и дичи было мало в окрестностях большого лагеря. Но армии США не требовалось уходить на зимовку или самим заготовлять провиант. Все лето, осень и зиму армия охотилась за разрозненными стойбищами и вынуждала их сдаваться одно за другим. Сидящий Бык с некоторыми лакота ушел в Канаду, но там были другие племена, которым тоже требовалась дичь. Правительство Канады не хотело обеспечивать едой «чужих» индейцев и в 1881 году Сидящему Быку пришлось вернуться.
Чтобы обойти договор 1868 года, вождей заставили под угрозой голодной смерти и отправки в Оклахому подписать «соглашение», для которого уже не требовалось трех четвертей голосов…
Лакота потеряли Черные Холмы, земли рек Паудер и Биг Хорн, но Великая Резервация Сиу все еще была очень велика.
В сентябре 1877 года военным кажется, что вождь Бешеный Конь слишком опасен для спокойствия в резервации Пайн Ридж, и его убивают при попытке ареста.
В 1881 году лакота Вороний Пес из стремления к власти в агентстве Роуз Бад убивает Крапчатого Хвоста.
Когда белые решили, что на земли лакота можно урезать еще сильнее, из великих вождей остались только Сидящий Бык и Красное Облако. Комиссии убеждают лакота отдать белым еще земли в 1882, 1883 и 1889. К 1890, в соотвествии с Законом Дауэса, от всех земель лакота остаются резервации Пайн Ридж, Роуз Бад, Шайенн Ривер, Стендинг Рок и несколько более мелких. Все остальные земли, так или иначе, переходят в собственность белых людей.
Земли лакота таяли на глазах. Бизоны практически исчезли уже к концу 1870-х. Агенты заставляли воинов и охотников заниматься земледелием, еды было мало и плохого качества, в резервациях одна за другой начинались эпидемии европейских болезней.
Отчаявшиеся люди восприняли веру индейца пайюте Вовоки, который обещал, что белые скоро исчезнут, если исполнять обряды Танца Духов и отказаться от всего, связанного с миром белого человека. В Танце Духов приняло участие так много людей, что агенты вызвали войска и силой заставляли танцоров отказаться от своих обрядов.
15 декабря 1890 полицейские лакота при аресте убили Сидящего Быка, а 29 декабря 7-й кавалерийский полк (в котором ранее командовал убитый Кастер) в числе пятисот солдат уничтожили стойбище Большой Ноги, вождя миннеконжу. В его лагере кроме миннеконжу также были хункпапа, бежавшие после убийства Сидящего Быка, всего около трехсот человек, из них только сотня мужчин. Во время того, как белые разоружали лакота, началась стрельба, вначале из ружей, а затем белые открыли огонь из орудий Гатлинга, прототипов современных пулеметов. Одна из раненых, но выживших женщин лакота говорила «Они расстреливали нас как бизонов…»
Погибло более двухсот индейцев и только два десятка солдат, многие из которых были убиты своими же пулями.
Многие лакота желали мести, но вожди сумели удержать воинов, да и сила белых, вошедших в агентства, была слишком очевидна.
Время с начала до середины 20-го века было временем бедности, болезней, алкоголизма, попыток приспособиться к жизни белых. Лакота пытались фермерствовать, но климат Южной Дакоты плохо подходит для фермера (самая высокая температура была зарегистрирована в июле 2006: +49С, самая низкая в феврале 1936: -50С). Летом бури и торнадо, зимой мороз и метели.
Часть лакота занималась скотоводством, в том числе на ранчо начали разводить бизонов, едва не исчезнувших с лица земли.
Религия белых людей разрушала традиционные верования, в 1904 году правительство запретило Танец Солнца, как языческий и жестокий ритуал. Во время Танца Солнца люди приносят в жертву свою плоть и кровь, разрывая кожу, сквозь которую пропущены кожаные ремешки. Несмотря на запрет, Танец Солнца не только сохранился, но практикуется и сегодня.
Детей фактически насильно забирали в интернаты для получения образования, но возвращаясь, они не находили себе места в резервациях и либо уезжали в города белых, либо оставались безработными в резервации. При этом их мир рушился, они забывали свою культуру и язык, отходили от обычаев лакота и не приходили к белым, оставаясь на перепутье и пополняя собой тюрьмы Южной Дакоты.
Лакота принимали участие в обеих мировых войнах и во всех вооруженных конфликтах США, служба в армии всегда считалась почетной, как путь воина. Но участие в войнах редко позволяло индейцу стать профессиональным военным и строить карьеру в армии, обычно ветеран-индеец возвращался к безысходности резервации, начинал пить и умирал от алкоголизма.
В 1924 году, во многом из-за индейского участия в Первой Мировой войне, был принят Закон о Гражданстве Индейцев, предоставивший им право на гражданство США.
А в 1934 был принят Закон о Реорганизации Индейцев, который отменил Закон Дауэса, гласивший, что каждый индеец имеет право на определенный участок, а «излишки» земель подлежат продаже. В соответствии с этим законом многие сенаторы и перекупщики земли обогатились в 1890-х, но после его отмены, естественно, никаких земель лакота обратно не получили. Также Закон о Реорганизации предоставил индейцам право на управление их собственностью и право на местное самоуправление по племенным принципам.
После Второй Мировой Войны в 1946 году правительство учредило Комиссию по Жалобам Индейцев и ряд требований индейцев в последующие годы был удовлетворен.
Но в целом ситуация в индейских резервациях была настолько плоха, что все меры принимаемые правительством и Бюро по Делам индейцев были практически незаметны для обитателей резерваций.
После того, как в 1960-х в резервации начали возвращаться ветераны войны во Вьетнаме, их недовольство накладывалось на недовольство жизнью в резервациях, да и вообще на недовольство в американском обществе тех лет. Начинают проявляться чувства национального самосознания, гордости за свои народы и желание что-то поменять в резервациях.
В ответ власти и полиция ужесточают свои действия и в 1970-х резервации лакота становятся ареной противостояния между простыми лакота и властями, в том числе официальными администрациями резерваций, сторонниками изменений и теми лакота, кто был на службе у племенных советов, подчинявшихся правительству.
В 1968 году в Миннеаполисе возникает Движение Американских Индейцев (ДАИ), которое получило массу сторонников и сочувствующих в резервациях лакота. ДАИ проводит ряд акций против произвола правительства и Бюро по Делам Индейцев, таких как захват тюрьмы Алькатрас в 1969, поход на Вашингтон в 1972 и захват поселка Вундед Ни в резервации Пайн Ридж.
Произвол властей по отношению к лакота был таков, что белый убийца, ударивший ножом лакота Весли Плохое Сердце, был признан виновным в непредумышленном убийстве. Лакота поняли, что ждать справедливости от американского суда не приходится. Возмущенные женщины лакота требовали от мужчин хоть каких-то действий. И тогда лидеры ДАИ, в том числе Деннис Бенкс, Рассел Минс, братья Беллекурт и местные лакота на два месяца захватили поселок Вундед Ни. К месту противостояния были подтянуты войска США, полиция и ФБР, несколько человек погибло в перестрелках. В конце концов было заключено соглашение, что правительство рассмотрит случаи нарушения законности, в том числе связанные со старыми договорами, а ДАИ уйдет из Вундед Ни.
В 1975 году около поселка Оглала в Пайн Ридж было обстреляно ранчо Джампинг Булл, на котором в то время находились представители ДАИ. В результате перестрелки был убит один лакота и два агента ФБР. Несмотря на то, что улики были сомнительны, а многие отчеты ФБР впоследствии оказались сфабрикованными, активист ДАИ Леонард Пелтиер, по происхождению из народов сиу-санти и оджибве, в 1976 г был приговорен к пожизненному заключению.
Надо отметить, что никогда не были найдены и осуждены ни убийцы юноши лакота на Джампинг Булл, ни убийцы тех лакота (в том числе женщин), которые погибли в те годы во время беспорядков в резервациях лакота.
Леонард Пелтиер до нынешнего времени находится в заключении, все требования об освобождении остаются без внимания, следующее слушание по его освобождению возможно только в 2024 году, когда ему будет уже 79 лет.
В 1980 году суд США решает, что земли лакота были отобраны незаконно и согласно этому решению индейцы должны получить более ста миллионов долларов. Вожди лакота отказались от денег, требуя вернуть назад Черные Холмы. Проект возвращения земель лакота, конечно же, так и остался похороненным в недрах конгресса и Бюро по Делам Индейцев.
В том же 1980 году комиссия по проверке деятельности Бюро по Делам Индейцев установила, что 90 % бюджета Бюро тратит на обеспечение собственной деятельности, при этом основную часть расходов документально подтвердить не может, а индейцы получают лишь остаток из многомиллионных субсидий.
К началу 21 века многое в резервациях лакота осталось так же, как и десятилетия назад. Убогие разваливающиеся лачуги, ржавеющие остовы автомобилей, пьянство и болезни… Благодаря законам, касающимся налогообложения казино и игральных автоматов, у лакота есть возможность зарабатывать на них деньги, но очевидно далеко не все суммы доходят до рядовых членов племени…
Однако, несмотря на все проблемы, в Пайн Ридже и Стэндинг Роке, в Роуз Баде и Шайенн Ривер регулярно проводятся индейские праздники пау вау, люди участвуют в традиционных песнях, плясках и религиозных обрядах, стараются говорить на своем языке и учат говорить на нем своих детей.
Многие занимаются изготовлением традиционных вещей на продажу. Еще когда первые поколения лакота осели в резервациях, женщины стали выделять гораздо больше времени на бисерные изделия. Теперь гораздо чаще появляются жилетки целиком расшитые бисером, женские платья с полностью вышитым верхом. Изменяются и развиваются танцевальные стили, появляются новые танцы и песни.
В 2007 году Рассел Минс из оглала (на тот момент уже не состоявший в ДАИ) с группой единомышленников объявил о расторжении всех договоров с США, и образовании независимого государства. При этом официальные члены самоуправления лакота чуть позже подчеркнули, что не разделяют точку зрения Минса, и заявили о нерушимости договоров с США. Ни одно из существующих государств так и не признало республику лакота.
Рассел Минс, помимо деятельности в ДАИ и участия в вооруженном столкновении в Никарагуа, известен как актер, снимавшийся в нескольких вестернах и экранизации Ф. Купера «Последний из могикан», а также как писатель и музыкант.
В 2008 году Минс в очередной раз выдвигался на должность президента племени оглала, уступив в борьбе Терезе Два Быка.
Рассел Минс умер 22 октября 2012 г от рака горла в резервации Пайн Ридж.
В мае 2010 года правительство США, с одобрения Сената и Палаты Представителей, и от имени народа Америки, публично принесло индейским народам «извинения за непродуманную политику и насилие в отношении индейцев, грабежи и нарушения соглашений с коренным населением Северной Америки».
При этом правительство заявило, что извинения не могут быть основанием для судебных исков индейцев правительству США…
История лакота продолжается.
Copyright © 2012 Есин Д.Г.
Статьи
Индейская культура
Прочитать...
История Племени Лакота
Прочитать...
Наше путешествие в США
Прочитать...
Этноастрономия лакота
Прочитать...